Авторизация

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Выберите свой город или регион

  • Москва
  • Московская область

Новости


Тенденции развития системы образования в России в соответствии с концепцией правительства РФ на 2016-2020 годы

Тенденции развития системы образования в России в соответствии с концепцией правительства РФ на 2016-2020 годы

Из указанной концепции следует, что к  2020 году планируется  закрыть около 80 % филиалов вузов и около 40 % самих вузов.

В 2014 году Рособрнадзор провел проверку 508 вузов,  при этом выявлено 736 нарушений законодательства связанных с нарушением лицензионных требований предъявляемых к вузам, также  36-ти  высшим учебным заведениям было  запрещено принимать студентов, а  24 вузам и филиалам вузов были приостановлены лицензии. В 2015 году запланирована проверка, практически всех вузов и Рособрнадзор будет проводить проверки уже получив новые полномочия, согласно которых сам сможет лишать отзывать вузы лицензии не дожидаясь решения суда.

Но следует подумать, а может действительно проблема некачественного высшего образования назрела и ее необходимо решать, лишая лицензий вузы не соблюдающие лицензионные требования. Количество будущих студентов уменьшается, а количество вузов растет, где логика? Например, за последние 3-и года количество выпускников 11-х классов  резко уменьшилось с 786 до 710 тысяч,  а число вузов выросло с 1046 до 1115 единиц. Что самое интересное большинство из новых вузов (увеличение на 80) именно  государственные, а число частных вузов сократилось. 

Финансирование государственных  вузов постоянно увеличивается, соответственно увеличивается и  средняя зарплата преподавателей,  в 2013 году она равнялась 30,7 тысячи руб. в месяц, в 1-м полугодии 2014 года — 45 тысяч руб. в месяц, а к 2018 году зарплату планируется повысить до 200 % от средней зарплаты  по конкретному региону. Это правильное дело,  но при этом годовой доход некоторых ректоров из некоторых университетов в 2013 году  достигал 15-16 млн руб. — это даже больше, чем зарплата у президента РФ, не говоря уже о  годовой зарплате министра образования и науки. 

Если же немного обернутся назад, то  в России как-то незаметно, исподволь вдруг появилось именно массовое высшее образование. А все началось летом 2007 года, когда Государственная дума приняла закон, который утвердил в Российской Федерации обязательное полное среднее образование и  школам пришлось учить детей до 18 лет. Если же мы заглянем в Конституцию, то там было  обязательное школьное обучение до 15 лет.

Разработчики же  закона 2007 года рассказывали, что закон нужен для повышения общего образовательного уровня молодежи, при этом, по их словам, также снижается количество правонарушений, что-то вроде пусть  подростки будут в школе находится, чем болтаться по улице. Некоторые эксперты говорили, что не все дети могут усвоить полностью программу старшей школы и затем учиться в вузах.

Но закон был рассмотрен и  принят и спровоцировал просто лавинообразный скачок количества студентов вузов. По статистике в 2006 году  в вузах обучалось 4,1 млн студентов, а уже в 2014 году их было 6 млн, из них в государственных около 5,1 млн человек.

Еще одна тенденция последних 2-х лет — это увеличение числа бюджетных мест по направлению магистратура. Ну тут все логично, ведь доучилась основная масса бакалавров, многие из которых становились студентами, несмотря на свои слабые знания. Что же  с ними делать? Ответ найден, принимать в магистратуру! И уже в 2014 году имелось в наличии около 62 тысяч бюджетных мест в магистратурах государственных вузов, а в 2015 году, в соответствии с  планами Минобразования, их будет около 120 тысяч. Получается, что  магистратура будет второй ступенью массового высшего образования. Затем следует ожидать такого же увеличения количества тех, кто захочет поступить в аспирантуру.

Таким образом, вся система высшего образования по факту превратилась в некую "камеру хранения", в которой находится основная масса молодежи с 18 лет и находится в ней до 25, а некоторые и до 27 лет.  На выходе получаются теоретики, некоторые из них весьма хорошие теоретики, но практиков практически нет.

Отсюда и становится понятным, в связи с чем еще 6 лет назад просто рухнула начала система среднего профессионального образования, практически все дети пошли учиться в вузы. По статистическим данным, с 2009 года по 2013 год, число обучающихся в техникумах и колледжах на различных формах обучения сократилось на 600 тысяч человек, а именно с 3,1 млн. до 2,5 млн. обучающихся. Если посмотреть на  тех, кто окончил школу в  2014 году, то из 710 тысяч выпускников только менее 92 тысяч поступили в техникумы или колледжи.

По состоянию на 2013 год Россия по числу граждан, которые  обладают дипломами о высшем образовании располагалась на 1-ом месте среди стран участников ОЭСР (Россия участвует в этих опросах), а это примерно 53 % населения России в возрастной группе от 25 лет до 64 лет. В среднем же, если смотреть по странам ОЭСР вышеуказанный показатель составляет 31 %. Так что мы сильно вырвались вперед  и оторвались от занимающих 2 и 3 места Канады и Японии. Но все показатели нужно смотреть в комплексе и понимать, что же все таки дало нам 1 место в данном опросе, насколько экономически целесообразно  и обоснованно, как для самой страны, так и для ее граждан обладание так называемым массовым высшим образованием, не подкрепленным настоящими знаниями.

Из этого следует закономерный вопрос, а сколько, хотя бы приблизительно нашей стране необходимо так называемых белых воротничков? Ведь уже не первый год наше государство пытается бороться с засильем юристов и экономистов, увеличивая количество оплаченных за счет бюджета мест в вузах на инженерных направлениях. И если смотреть по предприятиям, которые представляют реальный сектор экономики, то  нужны скорее не управленцы — белые воротнички, а так называемые синие воротнички — это инженеры, квалифицированные рабочие, мастера. Ведь именно синие воротнички и  составляют основу реального сектора экономики.

Но не каждое предприятие, даже очень крупное, может позволить себе создание и содержание учебного центра и поэтому так сложно найти нужных для предприятия специалистов.

За рубежом, как правило, встречаются высшие учебные заведения двух видов — это так называемые массовые и элитные. К элитным относятся такие вузы как Лондонская школа экономики, Оксфорд, Геттингентский и Гейдельбергский университеты, Университет Монпелье и Париж-Дофин, Гарвард и Mассачусетский технологический институт. Проще говоря, это практически все вузы входящие в первую сотню рейтинга Times Higher Education (THE). Стоимость обучения в таких вузах довольно высокая и поступить в них довольно сложно.

У нас же ситуация довольно парадоксальная, мы  хотим получать элитное образование, но чтобы это происходило в массовых масштабах. Система высшего образования России до сих пор основывается  на устаревающих советских методиках преподавания. В 90-е годы в основном использовались так называемые условия подушевого финансирования, основной принцип которого, чем больше студентов приходится  на 1-го преподавателя — тем выше доходы высшего учебного заведения. Эта система не сделала главного, не обеспечила академическую мобильность для студентов, а именно не обеспечила возможность каждому студенту выстраивать свою траекторию обучения. И получается что высшее образование превращается в экономический пузырь,  в который вкладываются финансы, что все равно не позволяет системе высшего образования  работать на реальный сектор экономики.

Ранее предпринимались минимум 2-е попытки перестроить систему. Первая - это проект "5 — 100", основный смысл которого сделать так, чтобы к 2020 году не менее 5-ти российских вузов входили в первую сотню мирового рейтинга THE. На данный момент самый лучший российский вуз — МГУ имени Ломоносова — занимает 196-е место в рейтинге THE. В 2014 году THE подготовил общий рейтинг университетов BRICS, в этом рейтинге котором МГУ имени Ломоносова оказался на 5-ой строчке. В рейтинге же  университетов из Восточной Европы МГУ занял верхнюю строку.

Вторая попытка перестроить систему — это так называемый "прикладной бакалавриат". Основная задача обеспечить создание промежуточной квалификационной ступени между колледжем (техникумом) и академическим бакалавриатом. Именно эти выпускники и должны стать тем связующим  звеном которое будет располагаться между инженерами и рабочими— бригадирами, старшими операционистами и мастерами. Еще в 2010 году определились 50 вузов,  в которых по таким программам в данный момент обучаются около 10-ти тысяч студентов. Пока сказать об успехе, либо неуспехе данного начинания ничего нельзя.

В середине декабря 2014 года Минобрнауки объявило о том, что  в 2015 году финансирование высшего образования будет сокращено  с 259 млрд до 233 млрд рублей. Таким образом сокращение мест в вузах которые оплачивает бюджет начинается уже с 2015 год. В 2015 году около 150 тысяч первокурсников будут оплачивать обучение либо в государственных вузах на платной основе, либо в негосударственных высших учебных заведениях.


Возврат к списку


ОПРОС
  1. Как вы относитесь к реформе образования в РФ?