Авторизация

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Выберите свой город или регион

  • Москва
  • Московская область
МАРИНА СКУЛ Баннер кадр ВСЕ ОБ УЧЕБЕ Баннер кадр с клавишей HELP Баннер кадр ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ

А знаете ли Вы?


А знаете ли Вы об особенностях женского образования в средневековье?

А знаете ли Вы об особенностях женского образования в средневековье?

В средние века над обществом господствовало мнение о том, что женский разум не совершенен. И данное "знание" было утрированно настолько, что женщина считалась существом, не способным к мышлению, анализу событий, и логическим построениям. Было принято разуметь, что девушки могут только воспринимать, запоминать и воспроизводить мужские слова. Это, по мнению средневековых ученых, было лишь видимостью умственной деятельности. Естественно и образование должно было предоставляться соответственно.

Три подхода

В средние века существовало три мнения о женском образовании. Первое, и одно из наиболее популярных, ратовало за то, что женщину обучать не нужно вовсе. Все литературное подкрепление этого подхода, содержало в себе непреклонное мнение о том, что знаний достойны только мальчики. Женщина в этой трактовке должна быть вовсе лишена образования, а главное, к чему она должна стремиться - это добродетель и целомудрие. Исключение из правил составляют только девушки, избирающие своим жизненным путем постриг в монахини.

Второй подход поддерживал мнение о том, что элементарное образование для девушек - это необходимость, которая должна быть удовлетворена. Идея этого подхода заключалась в обучении бедных - ремеслу, более состоятельных - ведению домашнего хозяйства, а дочерей благородных семей - вышиванию, письму и чтению (иногда только религиозной литературы). В идее все это должно было спасти бедных девушек от влечения к плотскому греху.
Обучение грамоте девочек из несостоятельных семей, не только не предусматривалось данным подходом, но и считалось делом достойным презрения. Считалось, что эти знания могут послужить почвой для греха и соблазнов.

Третий подход имел более гуманное отношение к женщинам, а вместе с тем и меньшую популярность в обществе. Данная школа считала необходимым дополнение дисциплин программы женского образования. Однако, этот подход так никогда и не был применен.

Образования в средние века - реальность

На самом деле, общество того времени не могло похвастаться высоким уровнем образования, центром которого являлись приходы и монастыри. В виде учителей выступали монахини. Это объяснялось тем, что от служителей Господа требовался высокий уровень грамотности, который был задействован в чтении священных рукописей и переписи книг в скрипториях. Помимо религиозной литературы, монахини нередко были знакомы и с творчеством античных писателей.

Общество воспринимало образование монахинь без осуждения, но все же не допускало их до самых ценных наук того времени. К ним относились дисциплины схоластики, юриспруденции и теологии.

Монастырские школы для девочек имели непомерно высокие цены на обучение, поэтому в них обучались только девушки из богатых и аристократических семей. После выпуска, перед воспитанницами вставал выбор между постригом в монахини, или возвращением в семью.

Еще одним вариантом женского образования в средние века, являлось домашнее обучение. Этот вид особенно был востребован среди королевских и аристократических семей. На рассвете эпохи средневековья, образование юношей настолько всецело было уделено ратному мастерству, что остальным дисциплинам времени практически не уделялось. В результате этого благородные дамы, обучавшиеся дома, были более умны и эрудированы, нежели их супруги.

Раскол

Время шло, росли города и появлялись высшие учебные заведения, но - только мужские. В 11 веке целостность института образования была расколота на две части - светское и религиозное. Светское образование было всецело присвоено мужским университетам, а женщинам осталось религиозная часть - обучение при монастырях. В скором времени, несмотря на могущество церкви, монастырские школы для девушек потеряли свою популярность. Аристократические и зажиточные семьи становятся полностью привержены домашнему женскому обучению.

Именно этот переломный момент вложил самый большой вклад в разрыв между женским и мужским образованием. На его восстановление ушли долгие века.

Куртуазная традиция

В 12 веке женское образование снова претерпело кардинальные изменения, имя которым - куртуазная традиция. Главной целью такого обучения стало создание утонченной леди, которая сможет быть украшением любого знатного общества.

Теперь в программу женского обучения стали входить такие дисциплины, как письмо, чтение, игра в шахматы и карты, поддержание светской беседы, музицирование, охота, декламация и сочинение поэзии.

Именно куртуазные традиции произвели на свет первых женщин меценатов. Они не только покровительствовали талантливым художникам, поэтам, гениальным философам и математикам, но и поддерживали строительство девичьих школ в городах и при монастырях.

Образование женщин в средние века не было ни полноценным, ни общедоступным. Но со временем женщины смогли доказать всему миру, что достойны не только обучения, но и свобод наравне с мужчинами.


Возврат к списку

ОПРОС
  1. Как вы относитесь к реформе образования в РФ?