Авторизация

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Выберите свой город или регион

  • Москва
  • Московская область

Статьи


Как улучшить систему школьного образования в России

Как улучшить систему школьного образования в России

Давно не секрет, что система школьного образования в России далека от совершенства. Недостатки российской образовательной системы негативно сказываются на самих школьниках. Дети с радостью приходят на свои первые уроки, а через некоторое время тяга к знаниям пропадает.

Несколько очевидных минусов российского школьного образования:

Строгие программные требования

Обучение происходит по строго определенной программе. Алгоритм изучения конкретной темы единый, отступать от него категорически запрещено. При таком подходе у школьников отнимается право на фантазию. Предложить индивидуальный вариант ответа на поставленный вопрос не представляется возможным. Способность рассуждать и логически мыслить угнетается.

Оценивание в баллах

Систему оценивания в баллах можно считать пережитком советской эпохи. При таком подходе у школьников не вырабатывается стремление получить знания. Их цель – просто заработать хорошую оценку, удовлетворяющую, зачастую, их родителей. Достигается эта цель, обычно, методом «зубрежки», без осмысления изученного материала.

Единый перечень предметов

Такой подход к системе обучения необходим только в начальной школе, максимум, в среднем звене. Склонность ребенка к математическим или гуманитарным наукам определяется быстро. Изучение же гуманитариями точных наук, а математиками – литературных становится пыткой. Цель обучения вновь сводится к банальному получению хорошего аттестата.

Отсутствие простора для творчества

Система российского школьного образования – это система, построенная на учебниках и методических пособиях. В них все разбито на модули, «разложено по полочкам». Метод обучения «вопрос – ответ» не дает простора для творчества. У школьника отнимается возможность получить более того минимума, который предоставлен в учебниках.

Гораздо продуктивнее и интереснее могло быть, если бы ученикам предоставлялось право нестандартно подойти к изучению той или иной темы. Детям в удовольствие подготовить доклад, нарисовать иллюстрацию, провести уникальное исследование и поделится знаниями с другими. Этот способ подачи материала для школьников более интересен, нежели сухой разбор очередной темы в книге.

Минимум знаний о профессиях

Профориентация постепенно уходит в прошлое. Раньше у будущих студентов была возможность посещать различные производства, рассмотреть востребованные профессии «изнутри» и выбрать подходящую для себя. Сегодня же профориентация либо совсем отсутствует, либо сводится к тому, что сотрудники того или иного учебного заведения приходят в школы и вкратце рассказывают о преимуществах своего колледжа или вуза. Не удивительно, что многие современные студенты, пройдя обучение, не хотят потом работать по полученной специальности.

Отсутствие практики работы в группах

Коллективная работа в школе минимизирована. В приоритете – индивидуальные задания, самостоятельная подготовка. В будущем каждому школьнику предстоит работать и общаться с людьми, решать общие задачи. Этот опыт, к сожалению, в современной школе получить невозможно.

Формальный перевод из класса в класс

Практика оставления отстающего ученика на повторный год обучения полностью отсутствует. Даже если школьнику откровенно не по силам усвоить материал, его все равно переводят в следующий класс. Результат: знания так и остаются неполученными. Ребенку с каждым годом все труднее становится воспринимать усложняющийся материал. В конце концов, он совсем теряет интерес к учебе. Стимул получать знания отсутствует. Ведь если его все равно переведут в последующий класс, зачем утруждаться?

Непререкаемый авторитет учителя

Мысль о том, что учитель прав в любом случае, плотно засела в головах сегодняшних школьников. Они боятся высказывать собственное мнение, если оно отлично от мнения их педагога. Учителя же, в свою очередь, не привыкли признавать свою неправоту, дабы не потерять авторитет. Инициатива, обычно, наказывается посредством плохих отметок. В результате ученики с яркой индивидуальностью сливаются с серой массой, чтобы не вызывать негативной реакции учителей и одноклассников.

Принижение нестандартной мечты

Сегодня мы привыкли слышать от детей, что они мечтают стать богатыми и знаменитыми, большими начальниками или банкирами. Ребенок и в мечтах не может позволить себе стать пекарем или механиком, даже если эти профессии привлекают его больше всех остальных. Зачастую, в этом вина непосредственно школы, где навязываются штампы на тему «что такое хорошо, а что такое плохо». Альтернатива не предоставляется. Дети, боясь насмешек и недопонимания, забывают о своих мечтах и начинают мыслить, как все.

Отсутствие коллективного отдыха

Школьники находятся вместе только на уроках, где тематика общения очень ограничена. У детей нет возможности больше узнать тех, кто с ними рядом, с человеческой стороны. Совместные экскурсии, походы в кинотеатры или музей давно не практикуются. А ведь это так сближает! Вот и получается, что дети заканчивают обучение в школе и остаются совершенно чужими с теми, с кем провели за одной партой большую часть жизни.

Из всего вышеизложенного можно сделать единственный вывод: российская система школьного образования нуждается в тотальной реорганизации. Много полезного при построении принципиально новой образовательной программы можно почерпнуть из Европы, Азии, США.

Тот факт, что уровень жизни шагнул далеко вперед - неоспорим. Образовательный уровень просто не имеет права отставать от него. Без хорошего, качественно нового образования в школах невозможно построение прогрессивного, интеллектуально развитого общества.


Возврат к списку

ОПРОС
  1. Как вы относитесь к реформе образования в РФ?