Авторизация

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Выберите свой город или регион

  • Москва
  • Московская область

Статьи


Специализация студентов: принципы распределения

Специализация студентов: принципы распределения

Почти в каждом высшем учебном заведении студент за 2 года до окончания обучения сталкивается с вопросом распределения. На 3 или 4 курсе необходимо выбрать узкую специализацию, и, как правило, на принятие решения выделяется всего несколько дней. В статье изложены объективные рекомендации по правильному выбору того или иного направления (специализации).

Приведем конкретный пример распределения. Студент изучает веб-программирование. Это выбранная им профессия, которой он планирует овладевать ближайшие пять лет. На 3 курсе группа распределяется по более узким направлениям. То есть, специальность та же, но появляется возможность глубже изучать отдельные аспекты:

а) веб-дизайн (формирование навыков по эстетичному оформлению сайтов);

б) SEO-оптимизация (изучение принципов продвижения сайта в системе поисковиков);

в) веб-проектирование (разработка проектов по созданию новых сайтов).

Перечисленные специальности – составляющие элементы изучаемого веб-программирования. Каждая дисциплина входит в курс последующего обучения. В программе «веб-проектирования» есть и «веб-дизайн», но в гораздо меньшем объеме. При желании, всегда можно пополнить знания с помощью самообразования.

Руководители факультета предоставляют на обдумывание максимум неделю, и за это время нужно определиться. Для того чтобы сделать обдуманный выбор, необходимо четко уяснить суть распределения и учесть основные факторы, которые оказывают существенное влияние на выбор студента.

Выбор специализации: решающие факторы

Прежде, чем писать заявление на распределение, рекомендуем ознакомиться с кратким перечнем влияющих на решение факторов. В статье они изложены в структурировано-информативной форме.

1. Дружба – прежде всего

Как правило, это самый решающий, ключевой фактор, влияющий на выбор конкретной специализации. Многие студенты годами обучаются в вузе, в который попали совершенно случайно, «за компанию».

Например, молодой человек вместе с другом пришел сдавать документы, получил хорошие результаты на вступительных испытаниях – и решил остаться в университете, который ранее его совершенно не интересовал. То есть другу эта специальность по душе, а вот случайно попавший студент со временем осознает, что сделал большую ошибку.

Варианты подобных ситуаций разные, а вот последствия одинаковые. Или человек ходит на неинтересные ему занятия, делая неимоверные усилия, или забирает документы и идет искать другой вуз. Самый худший вариант – бросает и этот университет, и дальнейшее обучение в целом.

Описанный пример успешно проецируется на тему выбора специализации. Не стоит выбирать конкретное направление, руководствуясь исключительно дружескими чувствами. Прежде всего, необходимо уяснить, насколько специальность интересна, важна, есть ли соответствующие способности.

Приоритеты в дружбе на старших курсах могут измениться, появятся новые увлечения и знакомства. Подружиться с другими людьми легко, а поменять выбранную специальность – очень сложно.

2. Чем легче – тем лучше?

Вторым по весомости определяющим фактором можно назвать простоту и доступность самого процесса обучения. Иногда, поступая в университет, школьники свято верят, что вуз – это образец «халявы». То есть планируют весело и беззаботно провести студенческие годы, не отягощаясь учебой. Уже первый год обучения разрушает подобные иллюзии.

Студент начинает понимать, что обучение – это труд, это требовательные преподаватели, это курсовые, рефераты и домашние задания. Поэтому возникает естественное желание избавиться от изматывающей учебы, найти более спокойную альтернативу. При распределении такой человек ищет менее требовательных преподавателей, более простые дисциплины. То есть, руководствуется правилом: неважно, где учиться, главное, чтобы легко.

Очень противоречивый принцип выбора. Невозможно сразу же определить простоту или сложность учебного процесса. Можно изучить отзывы о вузах Москвы старшекурсников, но они, как правило, построены на субъективном отношении. Чтобы понять, насколько обучение простое, нужно некоторое время проучиться самому на каждой из предоставленных специальностей.

Простое обучение – не означает качественное. Как правило, наоборот: студенты, к которым не предъявляются должные требования, со временем деградируют. Они теряют усидчивость, умственную трудоспособность, уровень дисциплины понижается.

Возможно, обучение и будет легким, но оно сыграет очень злую шутку в дальнейшей карьере. Если потенциал студента не раскрыт, сможет ли он достойно продемонстрировать профессиональные знания? Работодателю неинтересен сотрудник, который учился спустя рукава.

3. Авторитетное мнение преподавательского состава

Как правило, студентам сложно самостоятельно выбрать действительно нужную и важную специальность, поэтому они обращаются за советом к более опытным людям – преподавателям. Ведь именно они являются главными советчиками в студенческой жизни.

Бесспорно, учитель отлично знает предмет, который преподает. Он компетентен в своей области и доброжелательно настроен. Но деятели науки – это, прежде всего, теоретики, которые зачастую очень далеки от реальной жизни. И этот факт необходимо учитывать.

Рекомендуя специальность, преподаватель оценивает ее академическую ценность, ее многогранность. Но насколько нужна эта профессия при дальнейшем трудоустройстве, какова оплата – в большинстве случаев учителю неизвестно.

Пройдет несколько лет – и студент вынужден будет приспосабливаться к реальным жизненным условиям, соответствовать требованиям работодателя, работать и зарабатывать.

Поэтому к совету преподавателя стоит прислушиваться, но нельзя принимать его как аксиому. Главное – это осознавать, что никто, кроме самого учащегося, не сможет сделать правильный выбор.

Каждый человек выбирает свой жизненный путь самостоятельно. За три года студент хорошо изучил университет, знает свои предпочтения и увлечения, и он сам способен решить, какую именно выбрать специализацию.

Возврат к списку

ОПРОС
  1. Как вы относитесь к реформе образования в РФ?