Авторизация

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Выберите свой город или регион

  • Москва
  • Московская область

Статьи


Школьник и школьница

Школьник и школьница

Школьные первые годы

С поступлением в школу изменяется весь жизненный уклад ребенка. На первом плане теперь — школьные занятия и общение. Для себя и для взрослых ребенок в первые годы учебы интересен, прежде всего, как школьник. Но с поступлением в школу ребенок не перестает быть мальчиком или девочкой и продолжает развиваться как представитель своего пола. Расширяется круг его знакомств, и родители уже не в состоянии полностью проконтролировать, с кем и как он проводит время.

В школьном и внешкольном общении ребенок чаще сталкивается со старшими, которым стремится подражать отнюдь не только в том, что взрослые расценивают как хорошее. Долгое время младший школьный возраст рассматривался как «асексуальный». Действительно, в это время психосексуальное развитие проявляет себя не так ярко, как в минувшие дошкольные или будущие подростковые годы.

Вместе с тем многие характеристики и особенности продолжают развиваться и формироваться, так что внешне незначительные влияния в это время могут вести к весьма значительным  последствиям  в  будущем.

Огромное значение в эти годы приобретает опыт самостоятельного испытания себя в учебе, практический опыт отношений и сотрудничества с людьми разного пола. Подавляющее большинство детей приходят в школу с интересом к учебе и желанием хорошо учиться. Но при этом мальчики и девочки неодинаковы.

Об учебе школьниц

Девочки аккуратнее и усидчивее, лучше усваивают правила поведения и больше настроены на поиск одобрения взрослого. У них лучше развиты тонкие движения рук и пальцев — тетради поэтому аккуратнее и чище, чем у мальчиков. На переменах они ведут себя спокойнее. У них больше возможностей соответствовать даже самым строгим школьным требованиям, выглядеть лучше в глазах учительницы.

При недостаточном педагогическом опыте или при настороженно-негативном отношении к мальчикам вообще учительница может воспринимать эти различия почти как синоним школьной неприлежности мальчиков и превосходящей прилежности девочек. Класс как бы разделяется на две части: хорошие ученики — девочки, плохие — мальчики.

Учеба школьников: трудный выбор

Мужская половина класса оказывается перед выбором: быть хорошим учеником и нравиться учителям или быть принятым в мальчишескую компанию. И чаще всего выбирается мужественность. Ничем иным невозможно объяснить, почему уже к третьему классу отряд неуспевающих состоит из одних мальчиков. Обычно это сильные, инициативные, подвижные, пользующиеся авторитетом среди сверстников мальчишки. Они быстро становятся неформальными лидерами и задают тон отношений в классе.

Тем же, кто учится хорошо, приходится не без труда завоевывать признание мальчишеской группы: похвалы учителя, выдвижение на общественную работу, которые как бы ставят их в один ряд с девочками. Так, еще больше увеличивается пропасть в общении со сверстниками.

Такая поляризация влияет и на девочек, многие из которых с первых школьных лет усваивают позиции некритичного превосходства по отношению к мальчикам. Хотя все это происходит в школе, многое зависит от позиций семьи, которая либо продолжает и уже тем самым утрирует принятую в школе линию, либо умеет, не подрывая авторитета учителя в глазах ребенка, так или иначе смягчать ее.

Мальчик с девочкой… дружил?

К 9-10 годам у детей появляется настойчивое стремление объединения с людьми своего пола. Мальчики в это время больше привязаны к отцу, девочки — к матери. В этом возрасте особо тяжело воспринимается распад семьи: сын лишается очень значимого для него отца, а дочери трудно поддерживать положительный эмоциональный контакт с подавленной разводом матерью. Круг интересов детей четко связан с полом. Девочки увлекаются актерами, косметикой, модами; мальчики — героями-мужчинами, которым стремятся подражать, военными играми. Образуются изолированные компании мальчиков и девочек.

Это период, когда общение со сверстниками другого пола становится потребностью, но навыков такого общения еще нет, и возникает защитная утрированная изоляция, половая дискриминация. Общение детей строго контролируется однополой группой и попытки вступить в него вызывают бурную волну насмешек. Каждый высмеивает другого за то, что хочет, но не решается сделать сам.

Есть лишь один путь обратить на себя внимание и показать, что сверстница симпатична — внешне агрессивный: бросить снежком, подставить ножку, дернуть за косу, хлопнуть портфелем. Это происходит всегда на глазах у сверстников. Девочки реагируют на это внешне защитным, но по существу привлекающим поведением; обращают внимание на свою персону особо громким смехом или протестами, группками высмеивают мальчиков, но в целом хорошо понимают потаенный смысл мальчишеской «агрессивности».

Сегодня все чаще приходится видеть, как не дождавшаяся внимания от нравящегося ей мальчика девочка сама подставляет ему ножку или ударяет портфелем. Все это — первые и неумелые пока попытки ухаживать. Порицания и наказания за такие формы внимания встречают непонимание, протестные реакции детей или воспринимаются ими как наказание за сам факт, а не за стиль ухаживания. Особо податливые мальчики перестанут или не решатся так проявлять внимание к девочке — взрослые обычно довольны этим. Но, поскольку это закономерный этап, то повышается вероятность того, что эта незрелая форма отношения к девочкам проявится в более позднем возрасте, когда она уже, очевидно, неуместна.


Возврат к списку

ОПРОС
  1. Как вы относитесь к реформе образования в РФ?