Авторизация

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Выберите свой город или регион

  • Москва
  • Московская область

Статьи


Система высшего образования в России: взгляд изнутри

Система высшего образования в России: взгляд изнутри

Очевидно, что суть любой реформы заключается в улучшении качества внутри системы реформирования, а в случае с изменением в системе высшего образования - в переподготовке или «воспитании» интеллектуальной элиты социума, обладающей возможностями более мощного потенциала развития экономической, социальной, научно-технической и других сфер деятельности в стране. Именно развитие и улучшение качества системы высшего образования способно двигать прогресс развития общества в необходимом ключе.

Высшее образование в СССР

В современной России реформа высшего образования циклична, и последний ее виток длится уже 4 года. Смена государственной власти и общественного строя, фактически, разделили страну общество на два лагеря: коммунистическое правление президентской республики и постсоветское демократическое общество. Так, «вчерашние» пионеры стали пенсионерами, а нашему совсем еще молодому поколению чужды принципы и идеалы того общества. Соответственно, в советское время человек был заложником системы, живя по принципу: «Партия сказала - надо». Комсомол ответил: «Есть!». И никто не задумывался над вопросом: «Зачем человеку высшее образование?»

Государство решало все за тебя. Если, грубо говоря, не беря в расчет узкие специальности, в школе ты учился «хорошо», - тебе дорога в ВУЗ, по окончании которого, - распределение по заводам нашей необъятной родины. Причем, количество рабочих мест полностью удовлетворяло потребности всех выпускников ВУЗов, вчерашних абитуриентов.

Высшее образование в современной России

Сегодняшнее современное общество «вчерашних студентов» по окончании даже лучшего ВУЗа Москвы предоставлено само себе. Таким образом, в современной России больше не существует закона, а скорее порядка, в соответствии с которым молодые люди имеют возможность продолжать совершенствовать свои профессионально-теоретические знания на практике. Вектор рыночной экономики, направленный на исполнение «закона джунглей» - выживает сильнейший, диктует свои правила поведения и «выживания» граждан в современном демократическом государстве.

Коммерциализация высшего образования

Минусом, очевидным и безусловным, современного высшего образования, является его коммерческая составляющая. Так, если еще 10-15 лет назад соотношение бюджетных и коммерческих мест в высшем учебном заведении было 9 к 1 в пользу «бюджета», то в 2014 году по факту это соотношение – 1 к 9. А теперь давайте зададимся вопросом: «Готово ли общество абитуриентов к тому, что, в глобальном масштабе, для того, чтобы получить высшее образование, защитить диплом, необходимо заплатить немалую сумму. И, к сожалению, для многих частных ВУЗов, ставших самостоятельными коммерческими организациями, приоритет стоит не в уровне таланта и, соответственно, студента, а в его материальных возможностях. И если раньше одной из основных и первостепенных задач ВУЗов России было не только выпустить студента, а обязательно его трудоустроить, то, в результате современной реформы образования в списке задач и целей ВУЗа таковых не заложено. Более того, если «вчерашний абитуриент» в течение 3-х лет не смог официально трудоустроиться, то диплом о получении высшего образования теряет свой юридический статус.

Новые условия обучения в ВУЗах

С одной стороны, нынешний подход к воспитанию поколения молодых людей должен воспитать в социуме «живучих» лидеров, но с другой стороны – готово ли к этому общество. Хочется задать вопрос: «Не рано ли?».

Другим нововведением является механизм поступления в ВУЗ – поступление по результатам школьного ЕГЭ. Возникает вопрос: «Насколько такой универсализм способен отобрать в специализированный ВУЗ потенциально талантливого и «нужного» стране и обществу будущего специалиста. И зачем в реформе десятилетней давности для отбора таких специалистов были введены лицеи, способные упростить подготовку в ВУЗ?» Зачем все же понятно. Но, что с этим делать сегодня – не совсем.

В итоге, вопрос остается без ответа: «Насколько своевременны реформы, насколько готово к ним современное общество, насколько совершенна система общеобразовательных институтов, и самое важное, насколько продуманы и обозначены цели образования и образованности молодого поколения?». Думается, что ответ последует в скором будущем, когда современная молодежь приступит к государственной гражданской и военной службе.


Возврат к списку

ОПРОС
  1. Как вы относитесь к реформе образования в РФ?